31.01.2003

Русский Фокус №5 - Два в одном

Hewlett-Packard и Compaq обнародовали тактику слияния.
Объединение двух гигантских компьютерных корпораций - Hewlett-Packard и Compaq - неизбежно скажется и на российском рынке. Руководители объединенного офиса уже назначены. Преобразование партнерских сетей и логистики пока отложили.

Когда два крупных поставщика компьютерной техники объединяются, у их российских партнеров (как, впрочем, и у представителей других стран) возникает много вопросов. Какие из пересекающихся «линеек» выпускаемых изделий умрут, а какие продолжат жить? Кто возглавит объединенное представительство и кто займет другие ключевые посты - в российском бизнесе, как известно, без личных связей трудно обойтись? Что произойдет с партнерскими сетями, сервисом, логистикой и т. д. и т. п.?

Всякая неопределенность заставляет партнеров нервничать, да и клиенты - особенно крупные - не очень любят поставщиков с неизвестным будущим. Тем более когда в течение многих месяцев вообще неизвестно, произойдет ли объединение, - из-за раздрая среди акционеров Hewlett-Packard перспективы были неясны в течение долгих месяцев. Подобной неразберихой очень любят пользоваться конкуренты сливающихся компаний, навязчиво предлагая свои услуги. Дилеры и дистрибьюторы объединяющихся фирм часто прислушиваются к доводам их конкурентов - в бизнесе лучше иметь выбор, и если одним поставщиком стало меньше, то стоит подружиться с кем-то еще.

На часть вопросов, касающихся объединения Hewlett-Packard и Compaq в России, представители этих компаний дали ответ на минувшей неделе. По словам представителей корпорации, сегодня уже «готовы к работе административные и производственные структуры, назначены менеджеры трех уровней, включая руководителей региональных офисов и представительств во всех странах. Составлены подробные планы выпуска продукции и планы перехода к новым продуктам и решениям. Определены модели сбыта, финансовые цели и способы их достижения и контроля».

Итак, после того как слияние НР и Compaq «будет окончательно одобрено компетентными государственными органами США и, в случае необходимости, компетентными государственными органами других государств», гендиректором московского офиса HP станет Роберт Беллман, возглавлявший представительство Compaq в России. Формально старшим партнером в сделке является Hewlett-Packard, которой достанется 64% акций объединенной компании и которая даст ей свое имя. Но Беллман руководит офисом дольше, чем экс-глава представительства HP Хильмар Лоренц, и обороты его фирмы в России выше (по слухам, накануне слияния в Compaq постарались, чтобы они были как можно выше, увеличив обороты за счет снижения прибыли). Кроме того, как считает исполнительный директор фирмы Landata Василий Селюминов, «в представительстве HP были внутренние противоречия между менеджерами, и, следовательно, как единая структура, оно было более слабым». Хильмар Лоренц назначен гендиректором Hewlett-Packard в странах СНГ, а также займет должность директора отдела корпоративных систем НР Россия.

С товарной номенклатурой уже настала полная ясность. В частности, в сегменте ПК для бизнес-клиентов выживут модели Compaq, а домашним пользователям будут поставлять технику обеих фирм (говорят, на этом настояли розничные продавцы, заинтересованные в богатстве ассортимента). Карманным компьютерам HP Jornada не повезло, выживут только компаковские iPaq (впрочем, теперь они будут называться HP iPaq). Остальные разделения прошли по естественным границам ареалов обитания.

Самый болезненный для российского представительства вопрос о перекройке дистрибьюторских сетей и партнерских статусов пока отложили. В ближайшие месяцы фактически будут работать две независимые структуры продаж, а в ноябре, после начала нового финансового года все унифицируют - пока неизвестно, как именно. Впрочем, по словам заместителя гендиректора компании «КРОК» Вероники Тараба, «HP и Compaq имеют близкую структуру партнерской сети - поставщики решений отделены от дистрибьюторов, - поэтому вряд ли можно ожидать сложностей при объединении». «Есть несколько крупных дистрибьюторов этих компаний. И, как правило, они предлагают продукцию как HP, так и Compaq. Объективно никто неразбериху устраивать не собирается. Сейчас все зависит от конечных клиентов, которые привыкли к определенной продукции, к брэнду», - отмечает Селюминов.

Сегодня компьютеры HP выпускаются в России силами группы компаний «Аквариус». Председатель совета директоров «Аквариуса» Леонид Гольденберг сказал: «Проект стартовал уже после того, как Compaq и HP объявили об объединении. НР и «Аквариус» намерены продолжать сотрудничество. Конечно, остались неясными некоторые моменты. По решению объединенной компании, все настольные системы для корпоративного сектора будут выпускаться под маркой Compaq («Аквариус» же по соглашению с НР выпускает именно настольные системы). Но это рабочие вопросы, которые, я думаю, мы сможем разрешить достаточно быстро».

Что же касается конкурентов двух корпораций, то, как считает Селюминов, в России более-менее эффективно воспользоваться моментом смогли лишь Fujitsu-Siemens и Dell. Но в будущем многие нынешние партнеры двух компаний могут озаботиться поиском дополнительных поставщиков - по словам Лоренца, партнерские сети HP и Compaq в России пересекаются на 80%.


Возврат к списку