12.03.2003

Русский Фокус №7 - СЕКВЕСТР «ЭЛЕКТРОННОЙ РОССИИ»

Информатизировать всю страну сразу не получается

АЛЕКСАНДР КОНДРАТЬЕВ

Постоянная недофинансированность федеральной программы «Электронная Россия» очень огорчает Минсвязи. В нынешнем году входящие в эту программу проекты решили секвестировать по новой системе: некоторые отменить, а остальные не трогать.

Коллегия Минсвязи РФ 25 марта обсудила итоги реализации федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия» в 2002 г. и планы на нынешний, 2003 г. Как записано в сообщении для прессы, «участники коллегии отметили, что принятие и начало реализации программы инициировало интенсификацию процессов информатизации страны, как на федеральном, так и на региональном уровне, а также позитивно отразилось на динамике развития отечественного ИКТ-рынка».

Динамика развития иллюстрируется следующими цифрами.По данным министерства, в 2002 г. компьютерный парк России увеличился на 20%, количество пользователей Интернета, регулярно входящих в Сеть, выросло на 39% и достигло б млн человек (4% населения страны). Объем отечественного рынка информационных технологий вырос на 9% и составил более $4 млрд.
При этом программа «Электронная Россия» была профинансирована в объеме 431 млн руб. — около $13 млн, около 0,3% от общего объема рынка. Еще 39 млн руб. пришли из региональных и местных бюджетов.

Согласитесь, утверждение о том, что $13 млн позитивно отразились на $4 млрд, звучит достаточно оптимистично. Хотя, конечно, рубль состоит из копеек. А ведь в первоначальных планах на 2002 г. фигурировала сумма в 3 млрд руб., которая тоже считалась недостаточной.

На 2003 г. в федеральном бюджете на выполнение ФЦП «Электронная Россия» отведено 1,4 млрд руб. — меньше 20% от объемов, предусмотренных в паспорте программы. Сколько дадут на самом деле — пока неизвестно.

В минувшем году, по словам министра связи и информатизации Леонида Реймана, недостаток средств привел к более-менее равномерному «усыханию» различных проектов, входящих в «Электронную Россию». В нынешнем году решили поступить по-другому: выделить несколько приоритетных направлений, которые профинансировать практически в полном объеме — а другие проекты вычеркнуть из планов 2003 г. вовсе.

Какие именно направления окажутся приоритетными, окончательно определят в ближайшие недели. Таким образом, компаниям, победившим в тендерах за право реализации некоторых мероприятий программы, в ближайшие недели предстоит новый тур борьбы — теперь за то, чтобы их направления не секвестировали.

«Думаю, такая политика все же лучше, чем урезание всех бюджетов, — говорит ген-директор компании Landata Евгений Лачков. — Наполовину выполненный проект — это невыполненный проект». Что же касается неизбежного увеличения числа административных игр — то в последнее время, как отмечает Лачков, государственные автоматизато-ры стали заметно больше заботиться о конечном результате процесса.

В то же время, по мнению управляющего директора SAP в СНГ и Балтии Алексея Шлыкова, если различные проекты, входящие в «Электронную Россию», были сбалансированы, то остановка некоторых из них может серьезно сказаться на проекте в целом. В некоторых отношениях пропорциональное развитие различных систем предпочтительнее.

Предварительный список «избранных» можно уже сейчас прочитать в проекте постановления коллегии Минсвязи (см. врезку). Среди отмеченных там приоритетных направлений немало методических («гармонизация и взаимодействие», «комплексная увязка», «формирование регулятивной базы» и т. п.).

Из прикладных направлений работы, требующих существенных вложений, особо выделено создание пунктов доступа к Интернету рядовых россиян и государственных органов. Эта работа, как отмечается в документе, будет вестись «опережающими, по сравнению с другими проектами, темпами», поскольку инфраструктура доступа — это «технологическая основа для реализации всех мероприятий Программы».

В 2002 г. в рамках проекта «Киберпочта» было создано около 2600 пунктов коллективного доступа к Интернету, из них 800 — в сельской местности. Подобные пункты, созданные в 83 субъектах Федерации, по замыслу идеологов «Электронной России», должны помочь ликвидировать «цифровой разрыв», приобщить к новым технологиям малообеспеченные слои населения.
В нынешнем году, по словам Реймана, ожидается заметное усиление региональных акцентов в «Электронной России». «Резкая активизация работы в регионах была отмечена на коллегии, — сообщил министр. — Речь идет не только об организационной, но и о финансовой активизации. Думаем, нужно создать что-то вроде совета, координирующего работу регионов по этому вопросу». Идея совершенно логичная — если не дают денег в центре, надо их искать в местных бюджетах. Вот только нескоординированность и фрагментарность федеральной программы, которые и сейчас вызывают большие нарекания участников рынка, при таком подходе могут еще больше усилиться.
В число приоритетных направлений попали также работы по созданию автоматизированной системы «Государственный регистр населения» — ожидается, что из местных бюджетов на АС ГРН будет потрачено до 200 млн руб. — и электронная торговля.

На прошлой неделе Фонд Госимущества Владимирской области и компания Cognitive Technologies объявили о внедрении электронной системы госзакупок в этом регионе. Директор по корпоративным продажам Cognitive Technologies Сергей Сухоцкий выступил за создание ассоциации центров электронной торговли, консультирующих госстру ктуры по вопросам законодательства и технических регламентов.

Впрочем, пока что документооборот в сфере электронной торговли во Владимирской области, по словам председателя владимирского Фонда Госимущества Юрия Соловьева, дублируется в традиционной, бумажной форме. Просто на всякий случай — ведь сделки в Интернете еще не описаны в федеральном законодательстве с необходимой детальностью. Как отмечает Соловьев, пробелы в общероссийских нормативных актах об электронной торговле пришлось компенсировать принятием ряда местных законодательных актов. •


Возврат к списку